i_galperin (i_galperin) wrote,
i_galperin
i_galperin

Category:

Памяти Александра Еременко

Он умер. Их было трое, лучших поэтов нашего поколения: Жданов, Парщиков и Еременко. Провинциалы, немосквичи, они взорвали в конце 70-х устоявшийся поэтический мир. Мир, а не мирок литераторов, которые долго не могли принять их необыкновенную открытость и самостоятельность, их независимость и взаимное притяжение. Потом обозвали метаметафористами, хотя это пустые слова, не раскрывающие ступень развития. Тут дело не в технике построения образа, а в новом содержании, в том, что они честно раскрыли в своем понимании современности и истории. Они абсолютно отличались друг от друга - уровнем, где у каждого из них начиналась сложность, уровнем, где каждый из них впадал в простоту. А метаметафора, рост, движение внутри образа - это и у Гомера есть. Но Гомер не был нашим современником, а они - есть. Великие. Никуда не ушли, пока мы живы. Хотя в живых теперь только Иван Жданов.
Вот этим стихотворением в конце 70-х Саша Еременко заставил многих, думаю, не только меня, поверить в свою великость.

* * *

Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема,
шелестит по краям и приходит в негодность листва.
Вдоль дороги пустой провисает неслышная лемма
телеграфных прямых, от которых болит голова.
Разрушается воздух, нарушаются длинные связи
между контуром и неудавшимся смыслом цветка,
и сама под себя наугад заползает река,
а потом шелестит, и они совпадают по фазе.
Электрический ветер завязан пустыми узлами,
и на красной земле, если срезать поверхностный слой,
корабельные сосны привинчены снизу болтами
с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой.
И как только в окне два ряда отштампованных елок
пролетят, я увижу: у речки на правом боку
в непролазной грязи шевелится рабочий поселок
и кирпичный заводик с малюсенькой дыркой в боку...
Что с того, что я не был здесь целых одиннадцать лет?
За дорогой осенний лесок так же чист и подробен.
В нем осталась дыра на том месте, где Колька Жадобин
у ночного костра мне отлил из свинца пистолет.
Там жена моя вяжет на длинном и скучном диване,
там невеста моя на пустом табурете сидит.
Там бредет моя мать то по грудь, то по пояс в тумане,
и в окошко мой внук сквозь разрушенный воздух глядит.
Я там умер вчера, и до ужаса слышно мне было,
как по твердой дороге рабочая лошадь прошла,
и я слышал, как в ней, когда в гору она заходила,
лошадиная сила вращалась, как бензопила.
Tags: Александр Еременко, Алексей Парщиков, Иван Жданов
Subscribe

  • Бегло о Бельгии

    Из десятка мелких постов в ЖЖ сложился довольно объемный материал про антураж "Эмигрантской лиры-2021", снимки жаль - пришлось только одиннадцать…

  • Люба в интернете

    Это в "Новом времени" при Александре Пумпянском и в "Нью таймс" при Евгении Альбац редактор отдела политики (потом - замглавного) Любовь Цуканова не…

  • "Первая проза" - в "Мастерской"

    Если кто не прочитал мои размышления об антисемитизме и тождественности на моих страницах или в "Истоках", то вот новый адрес публикации:…

  • Саперская слава.

    Я давно написал этот очерк, публиковал его в паре своих книг, но в архиве "Совершенно секретно", где он был впервые опубликован в 2005 году, он не…

  • Жизнь с попугаями

    В "Мастерской" сегодня опубликована моя подборка, состоящая из двух рассказиков и одного стихотворения. Целиком здесь:…

  • Из ЖЖ - в СМИ

    Последние записи в моем журнале заинтересовали журнал-газету "Мастерская", издание известное не только в эмигрантских кругах Европы, Америки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments