Ну то есть, пасьянс разложить или в шахматы с программой, подобрав подходящую силу, попробовать схлестнуться — это можно. Ничем, в принципе, не отличается от офлайна. Когда-то с удовольствием рубился на бильярде, тем более, что здесь офлайн был явно не под рукой. Не возникал азарт на всякие стрелялки — тоже понятно, хватает реальных впечатлений, в основном, слава богу, заочных. Да и вообще я человек не воинственный, побеждать предпочитаю не инстинктами или рефлексами, а дорогими мне мыслями. Шахматы, шашки, хоть домино, даже карты — это выбор стратегии, поведение присущее тебе.
Так ведь и в компьютерных играх подобное! Но не такое. В старых играх ты имел дело на игровом поле с очищенными от человеческого образа фигурами, условными, обобщенными проблемами и способами их решения. А в новых играх именно близость к реальным образам, к человеку лезет в глаза. Ты как бог, командуешь тенями людей, решаешь их судьбы. Уничтожая, прежде всего, сопереживание — на всех и каждого из анимационных героев не напасешься.
А ведь оно — основа культуры, литературы прежде всего. Но она-то не имеет обратной связи! Ты сопереживаешь, но Анну из-под поезда не потянешь, можешь наивно закричать киногерою, что сзади враг, но мальчишеского энтузиазма не хватит изменить сюжет. А в компьютерной игре — хватит. Получается, что в лучшем случае, в лучшем своем проявлении возможное сопереживание, переведенное в действие, скоротечно, не обучает сложности реальной жизни и преднамеренно выборочно. Уводит в сказку тех, кому пора жить не в сказке. Свободу воли действующих лиц превращает в своеволие кукловода.
Да и с литературой-то, по правде говоря, я осторожничаю, с художественной прозой. Не беру на себя смелости обобщать увиденное в слепленный из понятых фрагментов образ. Может, в этом дело, оттуда идет и отношение к новым видам лицедейства? Не знаю, но повторяю, что не хочу чувствовать себя демиургом, удачливым за счет скользящих по экрану теней.
Но ведь писал и пишу до сих пор непридуманные тексты. Расследования, скажем. В них-то ведь приходится, хорошо, если заочно или спустя время, или не вмешиваясь реально, а только судя со стороны, решать чьи-то проблемы, а то и судьбы. Но есть разница — даже с художественной литературой! Ты выносишь свой вердикт не типу, не образу, а действиям конкретного человека, он их совершил, не подталкиваемый тобой с помощью «мышки». Сам, по своей воле, да даже если по чужой — сам выбрал тактику и стратегию, которые привели к определенному поступку. И судишь не всю жизнь человека, а этот поступок. То есть сопереживаешь тем, на ком сделанное сказалось.
Всерьез, а не игрово.