i_galperin (i_galperin) wrote,
i_galperin
i_galperin

Конь и памятник

Каждый день я их вижу, но чаще всего — по отдельности. Дереву сто лет, оно растет перед домом, платан, чинар, или, как нам сказали деревенские соседи, — явор. Откуда здесь, в Юго-Западной Болгарии это украинское, по нашим понятиям, слово — можно только догадываться. Движение племен (не всегда славян), движение языков, слов внутри них — что мы можем твердо знать на поверхности этой магмы? Пусть будет явор, главное, нам объяснили, откуда известен его возраст.



Сто лет назад победой для болгар закончилась вторая Балканская война (спусковой крючок, предтеча, зарница Первой мировой) и они получили этот кусок земли, до того входивший в Турцию. А жили здесь все вперемежку, многие тысячи лет, автохтонов не найдешь, но все гордятся фракийской золотой пластикой, как своей. Ну вот, в 1913 году начался очередной геноцид, как говорят сейчас в Чечне, - зачистка. Греки, обиженные, что данная часть исторической Македонии досталась не им, выселили всех болгар, которые не согласились считаться греками. Выселили сюда, рядышком, через границу. А болгары, в свою очередь, выселили турок.

Они-то и жили на нашем конце деревни Плоски, как здесь говорят с мусульманско-арабским акцентом, - в нашей махале (арабы и жители Центральной Азии произносят махалля). И перед отъездом, перед исходом не стали ссориться с соседями, жившими в других махалях, а посадили на память о себе платаны-чинары-яворы. Их тут два, один — перед нашим домом.

Он устроен теперь как бы над сквером, на постаменте, сзади него — чишма (источник, а слово-то тюркское!), у этой деревенской площади на пяти углах (три улицы расходятся перед нашим домом) собираются козы и овцы с разных концов Плоски и пастухи ведут их на Балкан. Так у нас говорят про горы, вообще-то - Пиринский хребет. В ожидании пастуха под вечер собираются здесь хозяева мелкого рогатого скота, скамейка стоит перед платаном-явором, да многие просто сидят на парапете.

Говорят обо всем, с нами — на приятные нам, по их мнению, темы. Соседка Екатерина, которая в юности посетила Ереван и Тбилиси, сожалеет о Советском Союзе, ругает Европу. Работы в здешних местах мало, молодежь разъехалась, в том числе — и в Европу, в деревне живут, в основном, одни старики. Как мы с Екатериной.

И старый конь, с седой бородой и седыми ресницами. Он ходит по махале кругами, пасется со спутанными передними ногами. А перед явором взгромождается только тогда, когда нет овец и коз, а их хозяева истово обрабатывают свои огороды. Иногда и его припахивают. То есть заставляют пахать. Кажется, именно он под руководством соседа Митко на нашем огороде поднял почву под картошку, морковку, петрушку, лук и чеснок. Борозды не испортил.

Tags: Болгария, Вторая Балканская, Первая мировая, Плоски
Subscribe

  • Из первозданной глины

    Если судить по Библии, то жители неолитического селища в Дамянице жили как раз во времена Адама и Евы: археологи находят там следы деятельности с 8…

  • День восхождения

    Рюкзаки мы кому-то раздарили, тем, кто от нас уезжал с припасами. Так что пришлось вынимать Пентакс, вешать его на шею, а в его фотографическую сумку…

  • Меняем оттенки серого на оттенки зеленого

    Днем уже опять плюс, пахнет весной - не здешней, а привычной, российской. Тает, двор сам очистился, пока я с неприязнью думал о лопате. Нетронутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments