Первое — от Вани, это кошка наша, у болгар это имя женское, а она кошка болгарская, трехцветная, сильная, толстолапая — есть подозрение, что в породу примешались окрестные лесные коты. Так вот, как-то Люба заметила, что у меня руки неприлично исцарапаны. Объяснил, что Ваня сразу после еды переводит массу в энергию и ей хочется поиграть. Залазит на колени, благодарно мурчит, но у меня под пальцами клавиатура, ей неприятно — и она начинает переходить от покусываний к царапанию, захвату пальцев с последующим удержанием. Если осторожно вынимать руку из пасти — орет, делает страшные глаза, но к настоящему раздиранию не переходит (а она может! У нее только два серьезных недостатка: не убирает за собой трупы убиенных животных и не умеет закрывать двери). Но все равно, царапины на моей негрубой журналистской руке остаются.
Люба решила проблему кардинально: пусть Ваня играет мышью! И купила в зоомагазине полное анатомическое подобье эмблемы нынешнего года, здоровую черную мышь. Пластиковую. При нажатии игрушка даже пищала. Привезли ее из города, поставили перед Ваней, та отодвинулась. Придвинули поближе, сжали, мышь пискнула — Ваня резко махнула хвостом и ушла с подоконника в темноту.
Я закрыл окно, чтобы насекомые или еще кто покрупнее не лезли (ведь и соседские кошки приходят проверять Ванину кормушку, не стесняясь хозяина кабинета) и опять обратился к монитору. Через полчаса в окно, а это второй этаж, постучали. Ваня стучала лбом в стекло. На ее широких усах так и было написано: "Хозяин, пиццу заказывали?". А в зубах у нее была здоровенная черная мышь — копия той, пластиковой, из зоомагазина. Мышь редкая для ваниных трофеев, обычно она ловит сереньких и поменьше, а тут, очевидно, пришлось забежать в соседскую конюшню, где на сеновале могут отрастать черные гиганты.
Ваня решила, что мы ей заказываем именно такую мышь, постаралась — и принесла. Копия — морда похожа и усы так же торчат. Бедная кошка даже не поняла причину нашего визга и недовольства, почему ее не пускают в дом с добычей, почему не хвалят за усердие!
Так и вынуждена была поедать ее во дворе. Кстати, маленькой серо-желтой, неправдоподобной мышкой она играет с удовольствием, даже носит с этажа на этаж. А черная, дорогая, сделанная с полным тщанием китайскими умельцами, оказалось слишком реалистичной для игрушки и вызвала совсем другие побуждения.
Ну и второе соображение. Чума, которая в средние века выкосила треть населения некоторых стран Европы, была перенесена из китайских глубин крысами, которые прибыли в обозе Тамерлана. А кошки стали в Европе популярными именно в средние века, поскольку успешнее ласок боролись с грызунами.
История, легенды, байки… А из Китая двигается новая чума — коронавирус.