i_galperin (i_galperin) wrote,
i_galperin
i_galperin

Categories:

Пелла. Возвращение богов

Тут все дело в ахейской хитрости, отмеченной Гомером в образе Одиссея. Пришли они на Балканы довольно поздно, когда их предшественники посоздавали царства-государства, построили города и религии. И сразу стали все присваивать: и царства, и города, и богов. В здешних местах они и население под себя построили: мирмидоняне, македонцы, фракийцы - все они потихоньку в чем-то стали греками, хотя между собой были ближе, чем к ахейцам. Но одних призвали в греческие герои рано, как например, Ахилла из мирмидонян (нынешнее восточное побережье от Халкидик), других - попозже, как например, македонцев (к западу от Фессалии), ставших двигателями эллинизма, а третьих, из центральной части этого собружества племен, стали именовать варварами - то есть, фракийцами. За то, очевидно, что уж больно сильное у них было царство, но вот письменностью не обзавелось. И вся их история, и вся их духовная жизнь нам известны в греческом написании. Кстати, о языке: чувствуете корень "дон"? Он по всей доисторической (дописьменной) Европе прокатился.
Хитрость ахейцев - это сам Гомер, создатель литературы. Потом пошли историки, философы. Аристотель, кстати, в этой самой Пелле учил уму-разуму Александра. В любом случае, вся жизнь тогдашней Ойкумены нам известна в греческой трактовке. Вот что значит - литература!
Ну так вот, к примеру, Посейдон. Пишут же, что его имя означает "сотрясающий землю", так с какого бодуна он стал морским божеством? А с того, что у ахейцев уже был свой громовержец и сотрясатель Зевс. Поэтому сильному фракийскому Посейдону поручили море. А фракийскому же Орфею вообще трудное дело - ходить в Аид с песнями. Виноградарство решили не отбирать у Диониса, но назвали его греческим богом, хотя еще Гомер такого не знал, описывая участие всех знакомых ему богов в троянской эпопее.
А в Пелле, спустя тысячу лет, Посейдон и Дионис выступают уже в качестве греческих богов, прибывших из культурной афинской метрополии. Прибывших на свою фракийскую родину!
Итак, вот бронзовый Посейдон.

А вот этот же персонаж на вазе, изображающей выбор городом Афины своего покровителя. Афина (богиня) предложила горожанам оливу - и победила этим саженцем, а Посейдон - коней, но они предпочли в городе ходить пешком))). Если серьезно, то откуда у морского бога лошади? Ясно виден отголосок его фракийского происхождения, недаром фракийские кони ценились особе в античности. Кроме того, сам спор показывает, что не сразу Афины стал ахейским городом. Посейдон на вазе - крайний справа, с конями, Афина - с саженцем.

Теперь Дионис, здесь он по-свойски не гламурный юноша, а датый мужик.
Tags: Гомер, Греция, Дионис, Пелла, Посейдон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments