Хитрость ахейцев - это сам Гомер, создатель литературы. Потом пошли историки, философы. Аристотель, кстати, в этой самой Пелле учил уму-разуму Александра. В любом случае, вся жизнь тогдашней Ойкумены нам известна в греческой трактовке. Вот что значит - литература!
Ну так вот, к примеру, Посейдон. Пишут же, что его имя означает "сотрясающий землю", так с какого бодуна он стал морским божеством? А с того, что у ахейцев уже был свой громовержец и сотрясатель Зевс. Поэтому сильному фракийскому Посейдону поручили море. А фракийскому же Орфею вообще трудное дело - ходить в Аид с песнями. Виноградарство решили не отбирать у Диониса, но назвали его греческим богом, хотя еще Гомер такого не знал, описывая участие всех знакомых ему богов в троянской эпопее.
А в Пелле, спустя тысячу лет, Посейдон и Дионис выступают уже в качестве греческих богов, прибывших из культурной афинской метрополии. Прибывших на свою фракийскую родину!
Итак, вот бронзовый Посейдон.
А вот этот же персонаж на вазе, изображающей выбор городом Афины своего покровителя. Афина (богиня) предложила горожанам оливу - и победила этим саженцем, а Посейдон - коней, но они предпочли в городе ходить пешком))). Если серьезно, то откуда у морского бога лошади? Ясно виден отголосок его фракийского происхождения, недаром фракийские кони ценились особе в античности. Кроме того, сам спор показывает, что не сразу Афины стал ахейским городом. Посейдон на вазе - крайний справа, с конями, Афина - с саженцем.
Теперь Дионис, здесь он по-свойски не гламурный юноша, а датый мужик.