i_galperin (i_galperin) wrote,
i_galperin
i_galperin

Из переписки с Айдаром Хусаиновым

Айдар написал пост, я прокомментировал, он ответил, мне захотелось продолжить. Уточнить. И показать в своем ЖЖ.
А.Х.Барды это маленькая жизнь

Кому не приятно найти себе зону комфорта? Например,собраться тёплой компанией и под водочку — под гитарочку петь песенки? Одна беда, что если петь песни предосудительного содержания, можно наутро попасть к товарищу следователю.
Но тогда можно уйти далеко-далеко в лес тёплой компанией и там у костра под водочку и гитарочку так же распевать песни. Хорошо!
Однако товарищ следователь через месяц-другой все равно узнает, что пели вы Песни предосудительного содержания и привлечёт к ответственности.
Остаётся единственный выход, и бардовская песня пошла именно этим путём— петь песни без никакого содержания, просто ради того, чтобы мычать и издавать приятные звуки, не имеющие никакого смысла.
Просто зона комфорта. Просто зона. Которую они сделали своими руками.
И.Г. Митяев, конечно, не Галич, к следователям его поколение не ходило. тут разрыв смыслов: говоря об одних, переходить к другим и обвинять их, что они - не те. Но даже у Митяева не пустое мычание, есть отражение поколенческих метаний.
А.Х. И сам Галич на площадь не выходил, спокойно уехал, хорошо жил. Что касается Митяева, то крики чаек тоже отражение времени)))
И.Г. 1. Двойная арифметика: мы говорим о песнях или об обстоятельствах жизни авторов?
2. Сначала о песнях. Творчество - это не только свободомыслие, хотя оно подразумевается. Его социальная роль - введение в общественную рефлексию до того не проговоренных мыслей и состояний. В этом смысле даже "Лыжи у печки стоят" - новость для массовой культуры, в которой личные пристрастия человека освещались с точки зрения пользы для общества. Галич раньше многих заговорил о нравственности общества и режима, но и потом были Ким и Клячкин, Окуджава и Высоцкий (хотя они ближе к традиционной поэзии).
3. Вот и подошли к самому феномену бардовской песни: он ведь и в мелодии, позволяющей глубже сопереживать, он и в нетрадиционном исполнении. И в распространении, доносящем поэтические мысли до тех, кто сборники стихов не открывал и тем более не знал о самиздате. Пели ведь и Слуцкого "Лошади в океане", это тоже было явление бардовской песни.
4. Поэтому даже не призывающие к сопротивлению или неприятию режима песни воспринимались как фронда, потому что официальная роль искусства такого не поощряла. Скажем, знакомый тебе Коля Грахов, чьи песни были влиятельнее его стихов. Роль бардовской песни - в прямом обращении к публике, неважно, сколько ее в данный момент.
5. Вот он из другого, более широкого поколения. Явление, идя вширь, заведомо теряет в глубине и остроте. Кроме того, пример бардовской песни, успешно перенесенный в эстраду, в попсу, снял некоторое противостояние, а острота ушла в рок, в бурный самиздат. В политическое творчество, наконец. Словесное искусство перестало играть всеобъемлющую роль.
6. Ну и наконец об авторе и его судьбе. Галич на площадь не вышел в 68-м, хотя позже об этой площади написал. Он вышел раньше, и степень его риска была никому не известна. Кроме того, молодые поэты Делоне и Горбаневская, вышедшие на Красную площадь, знали песни Галича, можно сказать - им воспитаны. А его "комфорт", в том числе и заграничный, сейчас надо долго объяснять тем, кто не знает, насколько КГБ был объемнее в своем могуществе и влиянии, чем ФСБ. И отъезд в Париж под прямым шантажом, и жизнь без Родины, о которой Галич писал "Когда я вернусь..." - это не отъезд за лучшей жизнью, за комфортом. Кстати, когда он начинал писать свои песни, находясь в комфортном положении совписа, он догадывался, что его не встретят бурными аплодисментами, как встречали его драматургию.
7. И написать вскоре после "всенародного осуждения свиньи Пастернака"
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!

- для этого тоже надо было иметь человеческую и авторскую смелость.
Чего и нам желаю.
Tags: Александр Галич, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Евгений Клячкин, Николай Грахов, Олег Митяев, Юлий Ким, Юрий Визбор, бардовская песня
Subscribe

  • Из первозданной глины

    Если судить по Библии, то жители неолитического селища в Дамянице жили как раз во времена Адама и Евы: археологи находят там следы деятельности с 8…

  • День восхождения

    Рюкзаки мы кому-то раздарили, тем, кто от нас уезжал с припасами. Так что пришлось вынимать Пентакс, вешать его на шею, а в его фотографическую сумку…

  • Меняем оттенки серого на оттенки зеленого

    Днем уже опять плюс, пахнет весной - не здешней, а привычной, российской. Тает, двор сам очистился, пока я с неприязнью думал о лопате. Нетронутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments