Нашел запись 2013 года. Кажется, нигде не публиковал... Она в старом редакторе, поэтому строчки и буквы виснут. Перевожу в другой - еще хуже. А вот на других сайтах текст пошел без этой мерзости. Извините...
В давно актуальных размышлениях о национ альном и всяких других миграционных вопр осах набрел на одну закономерность. Но с начала – картинка.
На юго-западном краю Европы в португальс ком Лагуше есть памятник Энрике Навигато ру, по-нашему, по-простому – Генриху Мор еплавателю. В пятнадцатом веке он основа л на берегу океана навигацкую школу, усп ешными выпускниками которой были все зна менитые первооткрыватели, начиная с Васк о да Гамы. А сбоку от памятника, на той ж е площади у края океана, есть музей рабс тва, на месте невольничьего рынка, где к роме амулетов и тяпок, захваченных вмест е с их хозяевами в близкой непросвещенно й Африке, выставлен и скелет маленького р аба, который не дожил до работы на плант ациях и умер, видимо, еще на корабле (ка к нынешние его чернокожие собратья у бер егов Лампедузы).
Соседство с памятником не случайно: за п ятьдесят лет до эпохи великих географиче ских открытий, сформировавших современну ю цивилизацию, просвещенные мореплавател и занимались, в основном, работорговлей. Вступали в товарно-денежные отношен ия с властителями дикарей. В первую очер едь – в товарные, посредством бус. Вот ч то привело к Новому времени. И к смуглос ти современных португальцев…
А теперь хочу представить весьма тенденц иозную аналитику. Неполиткорректную. Ана литика моя, хотя тенденции и факты общеи звестные. Еще оговорка: начну с середины (двадцатого века), а к истокам потом вер нусь – так будет нагляднее видна схема. П римерами ее набить сможет любой, не отры ваясь от исторических прописей.
Итак, колонии забурлили, метрополия осла бела, надоела, да и ей надоело отрывать о т тела ресурсы. Независимость. В метропо лию потянулась элита колоний, первым дел ом – сами колонизаторы, за ними (вмест е с ними) наиболее воспитанные ими кадры. В колониях началось мародерство – где п олитическое, где – уголовно-военное, всю ду – экономическое. Упадок структур, сни жение уровня жизни.
Тогда в метрополии полезли самые удачлив ые из окраинных мародеров, которые сумел и вынырнуть из водоворотов дележки награ бленного. Не обязательно победители, пос кольку те вынуждены были оставаться на х озяйстве. До тех пор, пока их не съедали (иногда в прямом смысле) более свежие и б олее близкие к природе и древним традици ям соперники. Уровень жизни еще упал, но с истема образования, поставленная колониз аторами, продолжала штамповать кадры, сп особные различать разницу в уровне жизни.
И в бывшую уже метрополию ринулись те, к то, по идее, должен бы был выиграть от у хода колонизаторов: молодые местные кадр ы. Сначала в метрополии они не получали ж елаемого, но те из них, кто не сбивался в с таю, а пытался пробиться личными достиже ниями, довольно скоро интегрировались в б ольшую жизнь бывшей метрополии. Тем боле е, что ее коренные обитатели, утратив им перский драйв, во многом потеряли и конк урентоспособность.
В колониях, даже там, где после гражданс ких, этнических и межконфессиональных ко нфликтов наметился относительный подъем, уровень жизни во многом еще более отста л от бывших метрополий. Они-то, объедини вшись на своей территории с себе подобны ми, увеличили темпы роста. Но некоторые и з них: Португалия, Испания, Италия – кат олические аутсайдеры протестантской бизн ес-эры – через несколько десятилетий сто лкнулись с торможением, вызванным необхо димостью менять ритуальные привычки.
Именно они, кстати, сейчас оказались на л инии фронта с мировым Югом (как и правос лавные Балканы и Россия), заполонены бег ущими уже от полной нищеты свободными и н езависимыми жителями бывших колоний. При э том ангольские нефтяные и алмазные предп риятия, например, вербуют работников в б езработной двоюродной Португалии.
В странах относительной нищеты, естестве нно, оказались и абсолютно нищие, но рож денные уже свободными, граждане. Неспосо бные заполнить вакансии относительно бли зко от места прежнего проживания. И когд а они побежали и начали тонуть в лодк ах и баржах, в бывших метрополиях вспомн или о грехах колониализма и рабах на хло пковых плантациях. Забывая о европейских з аложниках алжирских пиратов (тоже в исто ках ситуации). И о новых рабовладельцах, снаряжающих плавучие средства на ос тров Лампедузу. Забота о прибывающих оче нь им на руку.
Схема подходит не только Африке. Разница в е е адаптации к реалиям бывшего Советск ого Союза в том, что из Средней Азии в Р оссию никто рабов насильно не ввозил (но и з России веками тянули почище африкански х пиратов). Остальные этапы развития сит уации – от бегства элиты до бегства голы тьбы – очень похожи. Похожи и режимы – о т умеренно авторитарных до первобытно-ма родерских. Впрочем, и сама Россия близка к э тим категориям. И ее население бежит в м етрополию цивилизации.
В давно актуальных размышлениях о национ
На юго-западном краю Европы в португальс
Соседство с памятником не случайно: за п
А теперь хочу представить весьма тенденц
Итак, колонии забурлили, метрополия осла
Тогда в метрополии полезли самые удачлив
И в бывшую уже метрополию ринулись те, к
В колониях, даже там, где после гражданс
Именно они, кстати, сейчас оказались на л
В странах относительной нищеты, естестве
Схема подходит не только Африке. Разница в е